- Нам два билета на выставку "Геометрия космоса", - сказала я кассирше Планетария.
- А вы знаете, что это за выставка? - с инквизиторскими нотками в голосе спросила она и протянула буклет. В планетарий все идут смотреть на звезды и планеты, а тут - какие-то геометрические фигуры, скучные конструкции из металлических или деревянных палочек. 
Но мы стойко протянули деньги на билеты, успокоив кассиршу, что жаловаться не придем. Вещи Вячеслава Колейчука просты только с виду. В них бурлит и ударяет зрителю в глаза гигантская художественно-техническая мысль.
Колейчук мастерски развил идею самонапряженных или мгновенно-жестких конструкций, которую еще в годы революции предложил латышский стрелок Карл Иогансон, впоследствие - член ОБМОХУ (Общества молодых художников). Конструкции стали не только самонапряженными, но и саморазворачивающимися - что и было использовано, например, при создании радиотелескопа для космоса, который летит туда в свернутом виде, а на орбите сам раскрывается сложнейшим зонтиком.
Колейчук не только сделал физические силы, силы напряжения зримыми, но и заставил их выполнять художественно-инженерные задачи. Металлическая нить, стоящая вертикально, солнечный парус, крутящийся, как юбка дервиша, спирали, держащие форму за счет взаимного натяжения частей.
В 60-е годы он с единомышленниками создал группу "Движение". Движение застывшее, потенциальное, сдерживаемое, которое готово совершиться, но не совершается. Движение, ставшее формой - как у бутона, готового раскрыться, или у животного, приготовившегося к прыжку. Эти кинетические или динамические конструкции - общие для живого и неживого мира и, возможно, самые генерализованные законы вселенной. А Колейчук обращается с ними без всякого пиетета, заставляя, как пуделя, стоять на задних лапах.
А чего стоят стереообъекты - эти вылезающие из плоскости объемные формы - и все только благодаря световым рефлексам от гравировки на металле! Или их с дочерью Анной "Тотальный театр", где актер танцует с видеопроекцией, создавая гибридное тело и раздвигая пространство! Колейчук может создать "невозможный объект" - объемный треугольник, нарисованный художником именно с той целью, чтобы быть невозможным. Его ум, его художественное чутье особые - кинетические, они мало кому даны. Оттого так интересно на этой выставке.





Оригинал отзыва